Концепция социальной реальности по Абрааму Молю

Анастасия Иванова, студентка 4го курса,

РГГУ, Факультета Истории, Политологии и Права,

«Связи с Общественностью».

Абраам Моль «Социодинамика культуры»

А. Моль рассматривает социальную реальность через призму культуры, точнее через её изменение под воздействием научно-технических достижений. В своей работе он говорит о том, что культура одновременно и создаётся человеком в ходе его социальной жизни, и сама пропитывает всю его жизнь, влияет и изменяет её. Т.е. эта система имеет замкнутый характер. Создавая культурные сообщения, человек позже принимает и перерабатывает их в новое культурное сообщение. Этот цикл бесконечен. Подобного рода культурное взаимодействие можно, по мнению Моля, воспринимать как акт коммуникации. А само культурное сообщение рассматривается по аналогии с товаром. Средства массовой коммуникации — основной элемент циклов распространения «сообщений культуры».

Научно-технические достижения сильно повлияли на современную культуру и, как следствие, на социальную жизнь общества. А. Моль не даёт однозначной оценки этому влиянию, но выделяет как положительные, так и отрицательные его стороны. Говоря о влиянии СМК на культуру, Моль выделяет такое понятие как «мозаичная культура», которая пришла на смену традиционной «гуманитарной» культуре. Моль считает, что к таким изменениям привело неадекватное использование средств массовой коммуникации. Человек стал всё больше опираться на возможности автоматических вычислительных и информационных систем. «Мозаичная культура» представляет собой «витраж» поверхностных знаний, которые соприкасаются, но не пересекаются. Такой «экран знаний» складывается по законам случая и не систематизирован.

В центре работы А. Моля — исследование социодинамической роли средств массовой коммуникации. Он выделяет 4 доктрины:

1. демагогическая. Радио и телевидение — средства реализации экономической рекламы;

2. догматическая. Как и первая нацелена на регуляцию поведения людей, но носит политический и идеологический характер.

3. эклектическая. Качественная выборка из гуманитарной культуры.

4. социодинамическая. Как и третья, но также играет роль ускорителя или тормоза культуры.

Ни одна из этих доктрин не реализуется в чистом виде.

Абраам Моль считает, что культура может стать не просто фоновым продуктом социальной жизни общества, но его динамичной действующей силой. Он предполагает, что «мозаичная культура» станет культурой интеллектуального общества, культурой творческих людей, т.е. культурой будущего.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Концепции с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s